Волгоградская торгово-промышленная  палата
+7 (8442) 41-50-10
г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, 22, 4 этаж

Уполномоченный ведет прием

Ольга Устинова

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Волгоградской области

«Своей миссией в статусе Уполномоченного по защите прав предпринимателей
в Волгоградской области я считаю медиацию между бизнесом и властью,
с которым по многим вопросам в интересах всего общества надо договариваться. Моя основная задача – помочь создать для ведения предпринимательства
в Волгоградской области комфортные условия».

Ольга Устинова, Уполномоченный по защите
прав предпринимателей в Волгоградской области.

– Ольга Владиславовна, в чем Вы видите свою основную задачу на посту Уполномоченного?

– В помощи бизнесу и созданию комфортных условий для ведения предпринимательства в регионе. Роль бизнес-омбудсмена – выявление факта нарушения прав предпринимателей и оказание содействия в их восстановлении.

– В чем, по Вашему, заключается помощь бизнесу? Это содействие в решении проблем конкретного предпринимателя?

– Некая скорая помощь для конкретного предпринимателя – это важная, но только одна часть работы. Вторая часть – законодательная деятельность. Я как Уполномоченный должна сделать так, чтобы законодательство действительно защищало законные права и интересы предпринимателей.

– Больше года Вы на посту Уполномоченного. Можно подвести некоторые итоги. Сколько обращений поступило в адрес Уполномоченного в прошлом году и какие проблемы в них поднимались?

– Приведу официальные цифры: за период моей работы в качестве Уполномоченного с марта по декабрь 2016 года в адрес Уполномоченного поступило 403 обращения. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года – число письменных жалоб выросло на 71%. Думаю, что это непосредственно связано с принятием закона «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Волгоградской области». Жалобы носят различный характер: уголовно-правовой  –
их было всего 8 (2%), и административно-правовой – таких обращений оказалось абсолютное большинство – 395 (98%).

Основные проблемные сферы при осуществлении предпринимательской деятельности в 2016 году в Волгоградской области можно обозначить так: земельно-имущественные и арендные отношения; нестационарная торговля; взаимоотношение с контрольно-надзорными органами всех уровней; регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и др. 

Точные цифры и факты можно посмотреть на нашем сайте ombudsmanbiz.volganet.ru, там размещен ежегодный доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Волгоградской области за 2016 год.

– Ольга Владиславовна, что, по Вашему мнению, побуждает предпринимателей обращаться к омбудсмену?

– Увеличение количества заявлений в адрес Уполномоченного показывает, что институт Уполномоченного сегодня актуален и востребован предпринимательским сообществом. Об этом говорят и сами предприниматели. Да, сталкиваясь с административными барьерами при решении возникших проблем в сфере предпринимательства, предприниматели подчас обращаются к Уполномоченному, как к последней инстанции, не получив помощи и исчерпывающих разъяснений у других должностных лиц.

Справедливости ради, стоит отметить, что предприниматели в силу правового нигилизма, своей правовой некомпетентности иногда принимают неверные решения, пропускают сроки, допускают возникновение конфликтных ситуаций. К сожалению, несвоевременное обращение в какую-либо инстанцию, в том числе в адрес Уполномоченного, влечет за собой негативные последствия.

– Вы априори считаете, что предприниматель всегда прав?

– Моя основная позиция – все права предпринимателей должны были соблюдены.

– Каковы результаты обращений?

– 23% жалоб признаны обоснованными, факты нарушений подтвердились и после вмешательства Уполномоченного права предпринимателей были восстановлены. В остальных случаях даны консультации, рекомендации, разъяснены способы решения обозначенных вопросов. Там, где не удалось оперативно разрешить проблему в ходе личного приема, были приняты письменные обращения от предпринимателей для дальнейшего детального рассмотрения вопроса по существу.

– Какие обращения Вам запомнились?

– Вы знаете, для меня самые запоминающие обращения – это те, по которым мы не смогли помочь. И хоть очевидно, что права предпринимателей нарушены, сделать ничего нельзя, т.к. сроки упущены или ситуация зашла так далеко, что приостановить ее можно, а разрешить по существу – уже нет. В моей практике есть три таких примера, к сожалению.

– Рассмотрение какого обращения Вы считаете самой запоминающейся победой в качестве Уполномоченного?

– Конечно, радуют все победы. Тем более, что далеко не все вопросы можно решить здесь и сейчас. В большинстве случаев требуется время. Если же говорить о самой памятной победе в качестве Уполномоченного – это решение первого обращения, когда в ходе уголовного разбирательства у заявителя была изъята компьютерная техника, что фактически парализовало бизнес. В рамках соглашения с ГУВД Волгоградской области удалось оперативно вернуть технику в организацию.

– Изменился ли перечень проблем,  с которыми предприниматели обращаются к Вам сегодня?

– Сразу хочу разъяснить: откуда берутся проблемы? Либо вопросы долго не решались, либо (это я могу утверждать и из своего опыта предпринимательской деятельности, и из опыта Уполномоченного) они связаны с принятием того или иного федерального закона. Сегодня бизнес волнуют 3 ключевые проблемы: внедрение ККТ, технологические присоединения, реализация компенсационного права.

–  Какой вопрос сегодня №1?

– Переход на онлайн-кассы. Сегодня – это вопрос номер один, который волнует бизнес. По результатам первого этапа внедрения ККТ вопросов у предпринимателей много, и на каждом этапе появляются новые. Мы пытаемся разрешить их по мере возникновения: для обсуждения и оперативного решения проблем создана рабочая группа, вопросы прорабатываются на всех площадках – от муниципального и регионального до федерального уровня.

– Но закон принят, есть ли смысл теперь что-то обсуждать?

– Конечно, есть! Потому что я не знаю ни одного закона, который нельзя было бы доработать.  Я всегда стремлюсь донести до бизнеса понимание того, что если нами будет сформулирована проблема и предложен путь решения, то на любом уровне мы будем услышаны. По моему мнению, институт Уполномоченного прежде всего именно для этого и создан.

Сегодня важно донести до бизнеса, что не стоит рассматривать переход на новый вид ККТ, как еще один повод привлечь бизнес к административной ответственности. В конечном итоге, новая технология передачи данных призвана сократить контрольную нагрузку со стороны налоговых органов за счет дистанционного мониторинга и риск-ориентированного подхода, освободить от излишней бумажной отчетности.

– Бизнес воспринимает ситуацию именно так?

– К сожалению, пока – нет. Сегодня бизнес воспринимает это именно как финансовую нагрузку и излишнее администрирование. Думаю, что понимание придет, когда бизнес на практике убедится, что это не так.

– Какие меры поддержки бизнеса на сегодня Вы считаете эффективными?

– По моему мнению, прямое финансирование как поддержка МСП себя не оправдало. Гораздо более эффективной мерой будет создание единых привлекательных правил ведения бизнеса и развитие инфраструктуры поддержки бизнеса. Здесь уже много сделано –
у нас отличные общественные площадки, содействующие развитию предпринимательства: Волгоградская торгово-промышленная палата, Опора России. Приход нового руководства придал импульс деятельности Волгоградского областного бизнес-инкубатора. Активную работу ведет Центр поддержки предпринимательства. Сейчас концепция поддержки МСП пересматривается и направлена не на отчетные цифры, а на реальный эффект.

– Как Вы считаете, будет ли востребована предпринимателями такая, нефинансовая, форма поддержки МСП?

– Безусловно. Мы видим, что бизнес заинтересован, в частности, в упрощенном или льготном порядке техприсоединения, как никогда требуется консультационная помощь в сфере госзакупкок.

– Какой совет Вы как Уполномоченный хотели бы дать предпринимателям?

– Приходить на прием к Уполномоченному на определенном этапе затруднений – посоветоваться, обсудить проблему. Как показывает практика, в этом случае обращения – самые результативные. Так мы можем вместе просчитать возможные риски, определить плюсы и минусы с тем, чтобы провести корректирующие действия и дать предпринимателю конкретный совет. Такая практика самая успешная.

– Что ждет бизнес в ближайшее время?

– Продолжается реформа контрольно-надзор-ной деятельности – эта сфера выделена в отдельную приоритетную программу. Сейчас одна из главных задач – перестроить контрольные мероприятия с принципа «найти нарушение и наказать любой ценой» на партнерство по отношения к бизнесу, сместить акцент на профилактику нарушений и предотвращение ущерба.

– Что уже сделано в этом направлении?

– В феврале 2017 года была утверждена «дорожная карта» по внедрению в Волгоградской области целевой модели «Осуществление контрольно-надзорной деятельности», сформирована и действует рабочая группа по ее выполнению. Идет работа с бизнес-сообществом на различных площадках, до предпринимателей доводится информация о проводимой реформе. Самое главное, что акцент делается на профилактике правонарушений, а не наказаниях поднадзорных субъектов.  Определена конкретная задача: свести риски к минимуму. То есть предприниматель сможет четко оценивать, насколько он рискует попасть под ту или иную проверку. До конца августа все ведомства должны определиться со своими критериями рисков для бизнеса. И тут бизнесу важно осознавать – кто попадает под эти критерии – тот не избежит проверки. Проверок будет меньше, но они будут жестче.  Если в организацию пришли с проверкой – значит, уже есть нарушение.  Это то, что бизнес должен понимать и принимать.

– Ольга Владиславовна, как Вы считаете, удалось ли наладить конструктивный диалог между властью и бизнесом?

– Очевидно, что диалог власти и бизнеса вышел на новый уровень. Мы обсуждаем насущные вопросы и совместными усилиями ищем решение проблем.

Информация к сведению:

Уполномоченные по защите прав предпринимателей – сравнительно новый правозащитный институт, сформированный в стране на федеральном и региональном уровнях по предложению предпринимательского сообщества, которое было поддержано Президентом РФ. С 1 января 2016 года вступил в силу Закон «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Волгоградской области». Кандидатуру Ольги Устиновой на должность Уполномоченного депутатам волгоградской областной Думы представил губернатор Волгоградской области А. И. Бочаров по согласованию с Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б. Ю. Титовым, с учетом мнения предпринимательского сообщества и общественных организаций. 
3 марта 2016 года депутаты волгоградской областной Думы утвердили Ольгу Устинову на должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Волгоградской области.

Основные задачи Уполномоченного:

•обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, и субъектов предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены на территории Волгоградской области;

•создание благоприятных условий для развития МСП;

•взаимодействие с предпринимательским сообществом;

•содействие улучшению инвестиционного климата в Волгоградской области.

Как обратиться  к Уполномоченному?

Прием субъектов предпринимательской деятельности Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Волгоградской области Ольгой Владиславовной Устиновой осуществляется по адресу: г. Волгоград, пр. Ленина, д. 56 А, каб. 11-01, 11-й этаж, каждый четверг (исключая праздничные дни) по предварительной записи в Аппарате Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Волгоградской области по тел. (8442) 92-35-04 или по e-mail: volgograd@ombudsmanbiz.ru.  

Также можно подать обращение в электронном виде. Полная информация о порядке и способах обращения, форма жалобы для заполнения, график личного приема опубликована на сайте Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Волгоградской области www.ombudsmanbiz.volganet.ru

 

Новая услуга ВТПП

Специальное предложение