Волгоградская торгово-промышленная  палата
+7 (8442) 41-50-10
г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, 22, 4 этаж

Экология ради жизни

Сергей Васильев

Руководитель Управления Росприроднадзора по Волгоградской области

Указом Президента РФ 2017 год объявлен годом экологии в России. Сегодня в стране проводится реформа контрольно-надзорной деятельности, совершенствуется законодательство. В связи с этим у предпринимателей возникает много вопросов, разобраться в которых зачастую непросто. Накануне Всемирного дня окружающей среды, Дня эколога прокомментировать некоторые изменения природоохранного законодательства «Южный деловой вестник» попросил руководителя Управления Росприроднадзора  по Волгоградской области Сергея Васильева.

– Реформа государственного контроля стала одним из ключевых направлений работы Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. В чем она заключается?

– Реформирование системы государственного надзора определено в качестве одного из основных направлений стратегического развития Российской Федерации, реализуемых под эгидой Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. 21 декабря 2016 года на заседании президиума Совета утвержден паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», рассчитанной до 2025 года.

В России проводится до 2 миллионов проверок в год, функционируют более 40 федеральных контрольных ведомств, существует более 200 видов контроля и более 2 миллионов обязательных требований к предпринимателям. Издержки бизнеса, связанные с проведением контрольно-надзорных мероприятий, оцениваются до 5% ВВП. Сама система контроля и надзора признана архаичной и неэффективной. Задачи, которые необходимо выполнить для ее перестройки, включены в приоритетную программу реформы контрольной и надзорной деятельности. Среди них – переход к модели управления рисками и применение риск-ориентированного подхода, пересмотр набора обязательных требований и их публикация в открытом доступе, переход от репрессивного подхода к профилактике нарушений, применение современных информационных технологий, разработка новых КПЭ (ключевые показатели эффективности) для контролирующих органов, сокращение коррупционных рисков, перестройка кадровой политики и др.

– На достижение каких целей направлена реформа?

– Программа реформ направлена на достижение нескольких целей:

  • повышение прозрачности контрольно-надзорной деятельности для проверяемого лица: информирование об обязательных требованиях к объектам проверки; информирование о планах проведения проверок; сокращение количества документов, предоставляемых в процессе проведения проверки;
  • проведение профилактических мероприятий, направленных на соблюдение обязательных требований проверяемыми лицами;
  • применение практики добровольного «декларирования» позволит значительно снизить нагрузку на контролирующие органы и повысить качество проведения проверок;
  • повышение качества администрирования контрольно-надзорных функций;
  • снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям (снижение количества смертельных случаев; снижение числа заболеваний и отравлений, пострадавших и травмированных; снижение уровня материального ущерба);
  • снижение административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

– Какие ключевые результаты будут достигнуты в ходе реформы?

– Результат реформы к 2024 году должен стать ощутимым. Ожидается, что в основу принятия решений в сфере госрегулирования, включая принятие новых требований, распределение бюджетного финансирования, классификацию видов контроля будет положен риск-ориентированный подход. Эффективность и результативность работы контрольно-надзорных органов будет основана на показателях конечного общественно-значимого результата. Результами реформы также должны стать: исключение избыточных, устаревших и дублирующих обязательных требований; прозрачные условия осуществления предпринимательской деятельности; деятельность контрольно-надзорных органов переориентирована на предупреждение нарушений и минимизацию рисков причинения ущерба посредством комплексной профилактики; совокупность механизмов снижения уровня коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности.

Предполагается, что будет создан новый образ эффективного инспектора, задача которого – работа на предотвращение рисков причинения ущерба и обеспечение экономического роста. А также выработаны комплексная модель информационного обеспечения и систем автоматизации контрольно-надзорной деятельности и целевая модель осуществления контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации.

– Что такое риск-ориентированный подход при организации государственного контроля?

– В соответствии с законодательством РФ в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых правительством РФ, применяют риск-ориентированный подход.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска – также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

– Какова ключевая задача в части риск-ориентированного подхода?

– Ключевая задача в части риск-ориентированного подхода – выработка критериев и разбивка объектов на категории.
Это задача очень непростая, результатом должно стать формирование плана проверок на 2018 год с учетом риск-ориентированного подхода. Хочу подчеркнуть, что основа нашей работы – профилактика и предупреждение, и только потом – взыскания.

– В отношении каких объектов государственного надзора плановые проверки проводиться не будут?

– В настоящее время Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к категориям риска постановлением Правительства РФ не утверждены. В соответствии с проектом постановления объекты федерального государственного экологического надзора относятся к следующим категориям риска:

  • к категории значительного риска – объект I категории воздействия на окружающую среду;
  • к категории среднего риска – объект II категории воздействия на окружающую среду;
  • к категории умеренного риска – объект III категории воздействия на окружающую среду;
  • к категории низкого риска – объект IV воздействия на окружающую среду.

При определенных условиях категория риска объектов государственного надзора может как повышаться, так и понижаться. В отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки проводиться не будут.

– А для других субъектов предпринимательства?

– Управлением с 2016 года планирование контрольно-надзорной деятельности осуществляется с учетом риск-ориентированного подхода. Количество плановых проверок ежегодно сокращается. Так, в 2014 году было проведено 62 плановых проверки, в 2015 – 54, в 2016 – 44, на 2017 запланировано 38 проверок. Как видим, количество плановых проверок в 2016 по сравнению с 2015 года сократилось на 19 %, а по сравнению с 2014 – на 29 %. В 2017 году количество плановых проверок в сравнении с 2016 года сократилось еще на 14 %. Кроме того, из ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с 2016 года полностью исключены плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства в связи с введенным законодателем мораторием на проведение плановых проверок малого предпринимательства.

– То есть можно говорить о реальном снижении плановых проверок бизнеса?

– Плановых – да. Однако, следует отметить, что, несмотря на снижение количества плановых проверок на протяжении последних лет, общее число проверок снизилось незначительно. Причины тому две:

1) огромная работа, проведенная Управлением по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I- IV классов опасности на территории Волгоградской области;

2) резкое увеличение числа обращений граждан по вопросам нарушений. Ни одно из поступающих в адрес Управления обращений не остается без внимания. В 2016 году на основании обращений граждан проведена 1 внеплановая проверка, 19 рейдовых мероприятий и 3 административных расследования. В 1 квартале 2017 года проведено 3 рейдовых мероприятия.

Значительной остается доля проверок по выполнению ранее выданных предписаний, которые Управление в соответствии с законодательством не может исключать из своей деятельности.

В целях сокращения проверок по выполнению ранее выданных предписаний Управление (если это не создает форс-мажорную экологическую ситуацию) вводит в практику указания в предписаниях при наличии нескольких нарушений одного срока их исполнения. Данная практика позволила снизить общее количество внеплановых проверок исполнения предписаний более чем на 12 %.

– Какова стратегическая задача в условиях реформы контрольной и надзорной деятельности?

– Стратегическая задача в условиях реформы контрольной и надзорной деятельности – переход на наилучшие доступные технологии (НДТ). Управление при осуществлении федерального государственного экологического надзора на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору в обязательном порядке будет проверять выполнение хозяйствующими субъектами требований законодательства, в том числе:

  • внедрение наилучших доступных технологий, малоотходных и безотходных технологий в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
  • планирование и осуществление мероприятий по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.

В соответствии с Федеральными законами промышленными предприятиями Волгоградской области осуществляется переход на принципы наилучших доступных технологий в соответствии с отраслевыми справочниками по НДТ. На сегодняшний день утверждены 22 из 50 отраслевых справочника по НДТ.

Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям (ИТС НДТ) – это документ национальной системы стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации (Росстандартом), содержащий систематизированные данные в определенной области и включающий в себя описание технологий, процессов, методов, способов, оборудования и иные данные. ИТС НДТ являются одним из ключевых аспектов перехода промышленности на принципы государственного экологического регулирования на основе НДТ.

В настоящее время на территории Волгоградской области (по состоянию на 01.01.2017) работают 139 организаций, попадающих под Перечень областей применения наилучших доступных технологий: в машиностроительной отрасли промышленности – 37; в химической отрасли промышленности – 29; в металлургической отрасли промышленности – 23; в производстве строительных материалов и прочих неметаллических продуктов – 34; в легкой промышленности – 16.

Хочу особо отметить, что, несмотря на то, что основные механизмы по внедрению НДТ заработают только с 2019 года, уже сейчас аналитическая работа нашего Управления показала, что ряд крупных компаний Волгоградской области, таких как ОАО «Себряковцемент», АО «Каустик», ООО «Лукойл – Волгограднефтепереработка» уже реализуют свои программы по охране окружающей среды, модернизируют свое производство в целях перехода на НДТ по отраслевым справочникам. Но мы знаем, что далеко не все предприятия уделяют этим вопросам должное и своевременное внимание.

– Что даст переход на НДТ?

– В перспективе переход на НДТ обеспечит не только рост качества жизни населения, но и, конечно, стимулирует машиностроение к выпуску современного технологического оборудования, задаст вектор импортозамещению и локализации производств, в конечном счете, приведет к повышению конкурентоспособности нашей экономики.

– В год экологии какие меры предпринимаются в регионе по охране окружающей среды?

– Волгоградская область – уникальный по природным условиям и важнейший по своей хозяйственной специализации регион юга России.

Значительный вклад в загрязнение воздушного бассейна на территории региона вносят передвижные источники, в первую очередь, автотранспорт (253,3 тыс. тонн).

Для решения проблемы загрязнения атмосферного воздуха передвижными источниками администрацией Волгоградской области проводятся мероприятия по проектированию и строительству транспортных пересечений и развязок, расширению параметров основных магистральных улиц, улучшению качества дорожного покрытия, созданию автоматизированной системы движения, техническому перевооружению транспортных средств и другие мероприятия.

Наравне с автотранспортом оказывает значительное влияние на состояние окружающей среды и деятельность промышленных предприятий. По данным Доклада о состоянии окружающей среды Волгоградской области в 2015 году масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников за отчетный год составила 159,9 тыс. тонн. На городской округ город-герой Волгоград и городской округ Волжский приходится 84,8 тыс. тонн выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе: по городскому округу город-герой Волгоград – 33,7 тыс. тонн, по городскому округу город Волжский – 51,1 тыс. тонн. Итоги мониторинга атмосферного воздуха за 2016 год будут подведены в 2017 году.

В регионе утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды на территории Волгоградской области на 2014-2020 годы». Включенная в нее подпрограмма «Снижение негативного воздействия на атмосферный воздух» предусматривает разработку сводных томов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух для городов Волгоградской области; оценку качества атмосферного воздуха, воздухоохранные мероприятия (проводимые на 20 предприятиях). Если взять статистику, то выбросы в атмосферу от крупных предприятий за 2015 год составили: ОАО «Волжский абразивный завод» – 32 891,99 тонн; АО «Себряковцемент» – 10 533,1 тонн; ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» – 8 937,8 тонн; ПАО «Волжский оргсинтез» – 4 676,7 тонн; АО «Волжский трубный завод» – 3 481,9 тонн; АО «ВМК «Красный Октябрь» – 2 241,9 тонн; АО «Каустик» – 1758,3 тонн. Конечно, предприятия 1 и 2 категории оказывают значительное негативное воздействие на компоненты окружающей среды на территории нашего региона. В результате их деятельности в условиях высокого уровня загрязнения воздуха живут жители Краснооктябрьского, Кировского, Красноармейского районов Волгограда, жители Светлоярского и Среднеахтубинского районов Волгоградской области и города Волжского.

Реализация региональной подпрограммы планируется с помощью различных механизмов, в том числе путем оснащения источников выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ высокоэффективными газопылеулавливающими установками, поэтапной заменой устаревшего технологического оборудования на современное, внедрения в производство ресурсосберегающих технологий. Но необходимо отметить, что не наблюдается ощутимого снижения загрязнения атмосферы и это говорит о том, что мы должны сегодня в интересах будущих поколений провести работу по переходу на принципы наилучших доступных технологий. Кто не может организовать экологическое производство в городской черте, тому необходимо заранее позаботиться о переводе своего бизнеса в места отдаленные от жизни людей.

– Какие наиболее важные проблемы экологии Волгоградского региона Вы бы выделили и каковы пути их решения?

– Одной из наиболее важных проблем водохозяйственного комплекса Волгоградской области является состояние уникального природного образования – Волго-Ахтубинской поймы. В засушливой полупустынной зоне юга России Волго-Ахтубинская пойма имеет особую ценность. Она является уникальным природно-территориальным комплексом и чрезвычайно сложным природным явлением, все составные части которого неразрывно связаны и представляют собой единую функциональную систему. Необходимым условием функционирования Волго-Ахтубинской поймы является ежегодное оптимальное паводковое увлажнение и заполнение гидрографической сети.

Также одной из актуальных экологических проблем Волгоградской области является обращение с отходами, особенно в части сбора, размещения и утилизации твердых бытовых (коммунальных) отходов (ТКО). По различным оценкам, на санкционированных и несанкционированных объектах области накоплено 50-60 млн. тонн отходов.

Согласно данным инвентаризации, в Волгоградской области эксплуатируется порядка 700 объектов размещения отходов, имеющих земельный отвод для этих целей. Из них полигонов, имеющих лицензии на деятельность по обращению с отходами ТКО – всего 6, а всего в области имеются 29 объектов, ГРОРО. Подавляющее большинство объектов по размещению твердых бытовых отходов не отвечает санитарным и экологическим нормам. Ежегодно выявляется до нескольких сотен несанкционированных свалок. Значительные по площади участки земель, занятые свалками, фактически исключаются из экономической жизни субъекта РФ, поскольку не участвуют в хозяйственном развитии и пополнении регионального бюджета, превращаясь в территории с упущенной экономической выгодой. В настоящее время в Волгоградской области реализуется областная программа в области охраны окружающей среды, которая включает в себя подпрограмму в сфере обращения с отходами на территории Волгоградской области, направленную на:

  • обеспечение всех муниципальных районов и городских округов Волгоградской области объектами размещения ТКО и мусоросортировочными мощностями;
  • создание на территории Волгоградской области межмуниципальных объектов инфраструктуры обращения с ТКО, соответствующих требованиям законодательства.

На решение указанных проблем по обращению с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в регионе планируется направить 1,5 млрд. руб. Есть и другие проблемы, находящиеся на контроле в нашем ведомстве, например, в области охраны атмосферного воздуха Волгоградской области.

– Каковы приоритетные задачи в работе Росприроднадзора на 2017 год?

– Принимая во внимание исключительное значение, которое Президент и Правительство России придают вопросам экологии, в этом году будут проводиться мероприятия, направленные на достижение реального экологического эффекта в масштабах всей страны. Руководство Волгоградской области ведет работу над созданием долгосрочной программы действий во всех отраслях экономики по снижению негативного воздействия на окружающую среду и повышению экологической безопасности жителей. План предусматривает более двухсот профильных мероприятий.

По итогам проведения контрольно-надзорных мероприятий будут выявлены и пресечены факты нарушений природоохранного законодательства. Осуществлена защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также будет вестись работа по предупреждению административных правонарушений и приняты меры по выявленным нарушениям. Будет проведена работа по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок отходов, в том числе принятие мер к понуждению возмещения вреда. Продолжится реализация Водной стратегии РФ до 2020 года. Особого внимания требуют вопросы утилизации попутного нефтяного газа.

В преддверии Всемирного дня окружающей среды и Дня эколога сердечно поздравляю всех жителей волгоградской земли со Всемирным Днем охраны окружающей среды, а специалистов, работающих в данной сфере, с профессиональным праздником – Днем эколога!

Пусть наша жизненная энергия, направленная на обеспечение экологической безопасности, остается неиссякаемым источником на долгие годы, в том числе для будущих поколений.

 

Беседовала Елена ФАТИНА.

 

Новая услуга ВТПП

Специальное предложение