Волгоградская торгово-промышленная  палата
+7 (8442) 41-50-10
г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, 22, 4 этаж

АСИ – о бизнесе и для бизнеса

Александр Андреев

Общественный представитель АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в Волгоградской области

Об истории создания, задачах, проектах и инициативах АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» рассказывает Александр Андреев – общественный представитель АСИ в Волгоградской области.

– Александр, напомните историю создания Агентства стратегических инициатив.

– Ежегодно Всемирный банк формирует международный рейтинг «Ведение бизнеса» («Doing Business»), который оценивает простоту и комфортность осуществления предпринимательской деятельности в 189 странах на основе 11 индикаторов. В 2011 году Россия находилась на 142 месте рейтинга. Государственным органам и обществу потребовались новые проекты и инициативы, чтобы перестроить систему управления страной изнутри. Для этого по инициативе Владимира Путина было создано АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ). Примечательно, что о необходимости создания АСИ Владимир Путин (тогда он был премьер-министром) заявил в ходе визита в Волгоград. Это было в мае, в августе 2011 года Агентство было создано. Проекты АСИ имеют общероссийский масштаб, но их тематика, как правило, региональная.

– Чем, по Вашему мнению, АСИ полезно для бизнеса? 

– Цель АСИ – выявить системные проблемы, которые нужно решать, а потом предложить методику решения. Это основная задача, поэтому и в название агентства вынесено определение «стратегические». У нас нет никаких политических амбиций. АСИ – про бизнес и для бизнеса.

– Александр, когда Вы пришли в Агентство стратегических инициатив?

– Я начал сотрудничать с АСИ в 2012 году, с 2013 года стал руководителем экспертной группы по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. С июня 2015 года назначен общественным представителем АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в Волгоградской области. 

– Трудно было начинать?

– В 2012 году проблема заключалась в том, что власть и бизнес говорили на разных языках. Сейчас видно, что власть поменяла отношение к бизнесу. Теперь всем очевидно, что бизнес – основа экономики и ему нужно помогать.

– Какова Ваша задача в АСИ?

– Моя задача как общественного представителя АСИ – в целом содействовать улучшению инвестиционного климата Волгоградской области.

– Что было сделано в этом направлении?

– Агентством стратегических инициатив был сформирован Стандарт деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата – ключевой проект по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах. Стандарт включал 15 положений на основе опыта наиболее экономически успешных и инвестиционно-привлекательных регионов по ключевым показателям Национального рейтинга. Согласно Перечню поручений Президента по итогам Госсовета 2012 года Стандарт стал обязательным для внедрения всеми регионами страны.  

15 пунктов Стандарта в течение трех лет внедрялись в Волгоградской области, с 2016 года экспертная группа АСИ приступила к мониторингу его внедрения.

Параллельно ведется работа над Национальным рейтингом состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, который оценивает усилия органов власти по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах. К сожалению, в Волгоградской области ситуация сложилась не лучшим образом. По данным Национального рейтинга в 2016 году показатель эффективности работы управленческой команды региона снизился с 63 места на 75.

Анализ инвестиционного климата на территории России показал необходимость применения новых подходов к созданию благоприятных условий для бизнеса и инвестиций.  Логическим продолжением системы улучшения инвестиционного климата стал новый механизм внедрения изменений — целевые модели ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности регионов. Целевые модели, сформированные рабочими группами на базе опыта и лучших практик успешных регионов, стали основой для разработки и утверждения «дорожных карт». Внедрение целевых моделей должно повысить инвестиционную привлекательность региона по ключевым параметрам и способствовать созданию деловой среды, комфортной для бизнеса.

Целевая модель – это модель внедрения лучших практик с конкретными показателями. Целевые модели должны быть реализованы в течение года, достигнув близких к лучшим практикам показателей.

«Дорожные карты» – планы мероприятий, направленные на улучшение инвестиционного климата.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 6 февраля 2016 г. N 174-р, «дорожные карты» по развитию конкуренции, повышению качества регуляторной среды, расширению доступа МСП к закупкам госкомпаний и регистрации предприятий перешли в фазу мониторинга.

На сегодня в Волгоградской области разработаны и утверждены 9 «дорожных карт» по 12 целевым моделям упрощения ведения бизнеса.

  • Получение разрешения на строительство.
  • Государственный кадастровый учет.
  • Государственная регистрация прав.
  • Организация контрольно-надзорной деятельности.
  • Система мер по стимулированию развития малого предпринимательства.
  • Технологическое присоединение к электрическим сетям.
  • Технологическое присоединение к сетям газоснабжения.
  • Подключение к инфраструктуре теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
  • Наличие и качество регионального законодательства о механизмах защиты инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности.
  • Эффективность работы специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.
  • Качество инвестиционного портала.

Эффективность обратной связи и работы каналов прямой связи инвесторов и руководства региона.

По каждой модели приводятся конкретные показатели, которых необходимо будет достичь. Например:

- постановка на кадастровый учет - 38 дней (сейчас 80) (срок: до 01.01.2021);

- регистрация прав собственности - 7 дней (сейчас 15) (срок: до 01.01.2021);

получение разрешения на строительство - 80 дней (сейчас 210) (срок: до 01.01.2021 года); 129 дней (срок: до конца 2017 года);

- подключение к электросетям - 90 дней (срок: до конца 2017 года);

- техприсоединение к сетям газоснабжения: заключение договора - 30 дней, пуск газа - 15 дней (срок: до конца 2017 года);

- подключение к сетям тепло-, водоснабжения и водоотведения - заключение договора - до 40 дней (срок: до конца 2017 года).

«Дорожные карты» по целевым моделям размещены на электронной площадке Region-ID, где в режиме реального времени открыт доступ для мониторинга их реализации федеральными органами исполнительной власти, экспертами АСИ, что позволит эффективно взаимодействовать всем участникам процесса и оперативно отслеживать ход внедрения целевых показателей.

Задача экспертов – увидеть реальную картину реализации целевых моделей. Нам должны дать рабочий инструмент с тем, чтобы в итоге мы получили конкретный результат. С этой целью планируется проводить так называемые контрольные закупки, к которым будут привлекаться субъекты предпринимательского сообщества региона.

– Какие проекты поддерживает АСИ?

 – АСИ поддерживает проекты по нескольким направлениям: «Новый бизнес»; «Молодые профессионалы»; «Социальное направление».

«Новый бизнес» занимается улучшением инвестиционного климата, продвижением и реализацией бизнес-проектов, направленных на внедрение инновационных технологических решений или импортозамещение.

Направление "Молодые профессионалы" создано с целью поиска, развития и мотивации на работу в России талантливых целеустремленных лидеров, продвижения их проектов.

Социальное направление должно способствовать продвижению и тиражированию социально значимых инициатив, вовлечению в работу некоммерческих и частных организаций с целью расширения для граждан возможностей выбора и повышения качества социальных услуг.

В каждом из этих направлений есть свои проекты. По социальному направлению, например, сейчас в приоритете создание «Кванториумов».

Детские технопарки «Кванториум» – это площадки, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий.

– Какие проекты АСИ получили развитие в Волгоградском регионе?

– Учитывая системный подход АСИ, мы говорим не только о развитии бизнеса, но и о создании кадрового потенциала. Так инвестиционный потенциал региона укрепляется в разных направлениях. Наибольшее развитие в нашем регионе получили проекты «Новый бизнес» и «Молодые профессионалы».  Волгоградский экономико-технический колледж активно продвигает движение WorldSkills и стал первым учебным заведением в России, аккредитованным при Союзе «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенции «Электроника».  Это позволило создать в ссузе специализированный центр для развития региональных профессиональных сообществ, что важно для формирования будущих высококвалифицированных кадров.

Вторая ключевая тема – создание «Кванториума». Рабочей группой намечен план первоочередных мероприятий по реализации инициативы АСИ "Новая модель системы дополнительного образования в Волгоградской области", в рамках которой и предполагается создание детского технопарка.

 – Какие проекты АСИ представлены в Волгоградской области?

– Национальный рейтинг, Лучшие муниципальные практики, Региональный стандарт, Целевые модели, Конкурс практик СЭР, WorldSkills, Клуб Лидеров.

 – Расскажите про новый проект АСИ «Магазин верных решений».

– Каждый регион представил на Всероссийский конкурс лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов РФ свои лучшие проекты, которые приняты на федеральном уровне и рекомендованы к принятию в регионах. По итогам конкурса лучшие практики и инициативы социально-экономического развития субъектов РФ собраны на новой онлайн-площадке «Магазин верных решений».

«Магазин верных решений» – новый проект АСИ. Главный выгодополучатель проекта – регион. Все практики субъекты РФ получают в виде «готовых решений», которые включают: четкое описание самой инициативы; показатели, на которые повлияло внедрение; нормативно-правовую базу для существования практики в правовом поле; организационную модель реализации (механизм); финансовую модель или бизнес-план (при необходимости); типовые дорожные карты, а также одобрение курирующих федеральных министерств — как некий знак качества и согласованности.

– В нашем регионе есть лучшие практики?

– Да, Волгоградская область является регионом-донором практики «Организация финансирования концессионного проекта по модернизации централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения с привлечением средств негосударственных пенсионных фондов».

– Каким образом АСИ помогает бизнесу?

– На федеральном, региональном и муниципальном уровне системным образом АСИ стремится внедрить лучшие стандарты, например, по получению разрешения на строительство, на подключение к энергосетям, по поддержке среднего и малого предпринимательства, контрольно-надзорной деятельности. Нам важно знать мнение бизнеса о том, что действительно эти целевые модели внедрены и работают. Внедрение целевых моделей должно продвинуть нас вперед.

Надо отметить главное: Агентство стратегических инициатив – это методологический орган, который помогает предпринимателям опосредовано. АСИ дает методики и лучшие практики власти для того, чтобы бизнесу было комфортно работать. АСИ призвано улучшить инвестиционный климат в стране и регионе.

Но, еще раз подчеркну, это, в основном, методики. У нас нет прямых рычагов давления. АСИ не реагирует на частные недочеты, оно выделяет и суммирует системные ошибки и проблемы. И не соглашусь, когда говорят, что деятельность АСИ не видна и ничего не поменялось. Поменялось! Потому что АСИ доносит проблемы до региональной власти, на федеральном уровне их оценивают и выносят системные решения, которые потом спускаются в регионы. Те же целевые модели появились в том числе потому, что внедряется инвестиционный стандарт, а ситуация в корне не улучшается. Поэтому и нужно определить тот средний оптимальный показатель, который должен в каждом регионе.

Выстраивание приоритетов – сложный процесс. Но главный приоритет – бизнесу должно быть комфортно работать. Давайте сделаем это.  И будем двигаться дальше.

 Беседовала Елена Фатина, газета «Южный деловой вестник» (издание Волгоградской ТПП).

 

 

 

Новая услуга ВТПП

Специальное предложение